Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Рубенс и Ян Брейгель Бархатный

Несомненно, одна из важнейших "фламандских" выставок года; проводится совместно музеем Гетти (Л-А) и Мауритсхейсом (Гаага). До конца сентябре в Лос-Анджелесе, до конца января в Гааге.

Они настолько разные. Они люди из двух эпох, про которых и не скажешь, что они жили в одно и то же время. Брейгель, красиво завершал Северное Возрождение, Рубенс, наверное, красиво зачинал Век Барокко.
В основном все картины написаны были ими в 1600-1610 гг. В 1625 г. Брейгель умер.

В рамках выставки пройдет две лекции, один обучающий курс и одна дискуссия. И каталог есть уже. И каталог!

Устроители отмечают, что неважно, что в те времена такое сотрудничество было обычным делом. Что это сотрудничество настолько крупных и самобытных художников осталось уникальным случаем в искусстве.
Выставка представляет, как сказано, более 12-ти работ. На сайте рассказано всего лишь о 9-ти
При этом известно, что вместе они создали, по крайней мере, 25 полотен.
Ниже будет представлено 22 найденных в Интернете картины.

1) Битва Амазонок, Потсдам. Самый ранний из известных плодов сотрудничества.


Считается, что идея принадлежит Брейгелю и он же написал пейзаж, а 21-летний Рубенс выписал фигуры, придал картине античный стиль и вырисовал лошадей так, чтобы была видна динамика.
Более чем рекомендую воспользоваться увеличительным стеклом на сайте Гетти, чтобы рассмотреть верхний правый и левый углы битвы: их кисть Рубенса не коснулась.
Например, можно увидеть такого не Рубенса, но Брейгеля:



2) Другой вариант картины, Антверпен
Peter Paul Rubens & Jan Brueghel De Amazonenslag Verrijken, Emile[verzameling] Antwerpen
Находится в частной коллекции.
Фигуры, кажется, совсем не отличаются, лишь крона деревьев слева...И птичка в Антверпене еще не улетела прочь.

3) Возвращение с войны, Лос-Анджелес.
Peter Paul Rubens & Jan Brueghel the Elder The Return from War: Mars Disarmed by Venus 1610 - 1612 The Getty

Анализ показывает, что Рубенс обрабатывал законченную работу Брейгеля, а Брейгель, затем, выравнивал общее изображение, чтобы не было видно резких переходов.
На сайте благодаря четырем кнопочкам можно первоначальную схему, части, выписанные Рубенсом и окончательные изменения Брейгеля. А в Х-лучах отчетливо виден, например, обычный фламандский троеногий табурет у ног Венеры, который так и не состоялся в масле.

4) Падение человека, Гаага
Peter Paul Rubens & Jan Brueghel Earthly Paradise with the Fall of Man about 1617, Royal Picture Gallery Mauritshuis, The Hague

Рубенс написал фигуры Адама и Евы, лошадь, дерево и Змея.
Гетти обращает внимание, что Брейгель перенес сюда из более ранней работы фигуры играющих леопардов. Перенес, но не скопировал.
На сайте Гетти доступно увеличение изображения более удобное, чем на сайте музея, предоставившего картину.

5) Аллегория Вкуса, Прадо


Здесь есть очень много что сказать устроителям:
a). Рубенс писал женскую фигуру и сатира.

б). Картина относится по моей классификации к "кунсткамерам", т.е. на ней изображены картины, картины подлинные. Устроители также утверждают, что изображены, в частности, картины и не существующие. Интересно почему? Потому что их не нашли?
Например, в нижнем левом углу изображена Гирлянда фруктов из Гаагского Мауритсхейса, которую Брейгель писал совместно с другим художником Хендриком ван Баленом:

Устроители выставки, к сожалению, не остановились на том, что исходная картина приписывается к 1618 г., а изображенная на ней к к периоду 1621-1622...

в) 6). Похожих сатиров Рубенс использовал на следующем совместном полотне "Сатиры наблюдающие за сном Дианы и нимф", Париж
Peter Paul Rubens & Jan Brueghe Diana's sleepings Nymphs Observed by Satyrs/Diane et ses nymphes observées par des satyres 1620 Musee de la Chasse et de la Nature Paris

Peter Paul Rubens & Jan Brueghe Diana's sleepings Nymphs Observed by Satyrs/Diane et ses nymphes observées par des satyres 1620 Musee de la Chasse et de la Nature Paris. Detail

г) 7). Замок на картине реально существующий охотничий замок Тервурен, который есть еще на одном полотне, написанном художниками совместно, на портрете эрцгерцога Альберта, Прадо. И там и там работа Яна Брейгеля.



8) Портрет, парный к портрету эрцгерцога - портрет эрцгерцогини Изабеллы, Прадо


9) Флора и Зефир, Дессау

Вклад Рубенса - фигуры Зефира и Флоры.
Устроители обращают внимание на
а) вазу с виноградом, которую Брейгель очень любил изображать. Здесь и на картине №2 правый нижний угол
б) морскую свинку, которая была редкостью в те времена и которая присутствует на многих картинах художника. На картине №3 у хвоста фазана, а на этой картине в правом нижнем углу.

10) Видение Св.Юбера, Прадо

Рубенс был автором фигуры, а Брейгель затем дописывал мечь, рожок и шляпу.
Брейгель изобразил здесь точно такого же пса, как и в "Сатирах..." №5, более того, в той же самой позе. Возможно, эта собака и какие-то другие были реальными любимцами эрцгерцогини-заказчицы
Peter Paul Rubens & Jan Brueghe Diana's sleepings Nymphs Observed by Satyrs/Diane et ses nymphes observées par des satyres 1620 Musee de la Chasse et de la Nature Paris. Detail

11) Мадонна с младенцем в гирлянде из цветов и фруктов, Прадо

Брейгель создал цветочную гирлянду.
Здесь все же те морские (заморские) свинки.

Устроители обращают внимание на гирлянду без изображения внутри, находящуюся в частной коллекции.

Здесь ангелочков рисовал уже не Рубенс, а Хендрик ван Бален.

На этом сайт рассказ о сотрудничестве заканчивает, а я продолжаю.

12) Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде с ангелами, Пинакотека

Непонятно такое изображение на самом деле или зеркальное
Существует много вариантов композиции, причем судя по вышеупомянутому рисунку не только в сотрудничестве с Рубенсом.
Для Мадонны позировала первая жена Рубенса, Изабелла Брант, а на руках у нее будущий Ян II Брейгель.

13) Мадонна с младенцем и ангелами в цветочной гирлянде, Лувр


14) Мадонна с младенцем на фоне пейзажа, частная коллекция.

В аттрибуции картины написано, что это Мастерская Рубенса, но коллекция частная...

15) Мадонна с младенцем и незабудкой, Брюссель

Это доска, не холст.
Можно рассмотреть детали картины.

16) Святое семейство в цветочной гирлянде.

Святое семейство состоит здесь из Св.Елизаветы, Св.Марии, Иисуса и Св.Иоанна Крестителя
Находится в небольшом музее в Бельгии.

Следующие две картины упоминаются как участвующие в каталоге выставки:

17) Праздник Ахила, Метрополитен

Как всегда за Брейгелем были пейзаж, цветы и животные, за Рубенсом - люди.

18) Природа, украшаемая тремя грациями, Глазго

Очень мне этот венок из овощей напомнил Статую Цереры в Эрмитаже. Но нигде что-то не написано, кто именно Рубенсу рисовал овощи там.

19) Пан и Сиринга, Кассель

Как и предыдущая картина - это сцена из Метаморфоз Овидия

Следующие четыре картины составляют серию с №4 "Пять чувств"

20) Аллегория зрения, Прадо


21) Аллегория осязания, Прадо


22) Аллегория обоняния, Прадо


23) Аллегория слуха, Прадо. Очень плохая репродукция даже на BAL. Чуть получше на Corbis'e
Имя Рубенса не упоминается в связи с этим полотном.

Зато хорошего качества и крупно деталь.
Сдается мне, что замок в окне это Мариемон, который изображен на картине №7.
Т.е. Аллегория вкуса как бы соответствует Портрету эрцегрцога, а Аллегория слуха - портрету эрцгерцогини!

Впоследствии Рубенс работал и с Яном Младшим, тем, кого он рисовал на коленях своей первой жены.
Но это уже другая пара и другая история.

P.S. И не смотря на всю мою нежную любовь ко всему семейству Брейгелей мое сердце отдано другой парной картине Рубенса. Паре Рубенс-Снайдерс.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments