Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Диптихи

Праздник, праздник, объявляется праздник!
Год Рембрандта подходит к концу. И в музеях будут выставки посвященные и другим голландцам.

Итак, 12 ноября в Вашингтоне открывается экспозиция "Prayers and portraits: unfolding the Netherlandish diptych". И там никакого Рембрандта. Шутка. Но правда.

Организаторы обещают 37 диптихов XV-XVI веков из музеев и, что всегда приятно, частных коллекций. Картин обещают всего 89, т.е. будет еще значительное количество остатков от когда-то диптихов или картин, диптихами навеянных.

А 3 марта следующего года выставка переедет в Антверпен.

Мода на диптихи в Нидерландах, опять таки по словам организаторов, была в частности связана с новым религиозным движением Devotio Moderna, основанным двумя священниками Geert Groote и Florens Radevrijns, в конце XIV в. Предполагалось много времени уделять молитвам в одиночестве. Для таких молитв и нужны были маленькие персональные образы.

Диптихи существовали задолго до появления Нидерландов, но в НИдерландах они потеряли популярность примерно в конце XVI - начале XVII вв. Поучаствовало множество компонентов. Кто-то стал протестантом, а те, кто остались католиками, влились в движении Контр-Реформации, которое подразумевало уже другое отношение и к молитве и к алтарям.

Начинаем. Про какие-то диптихи будет рассказ подлиннее, про другие - покороче. Панели некоторых диптихов приехали из разных стран. Если развернуть окошко браузера пошире. то диптихи не будут сворачиваться:





1. Выставка открывается диптихом ван дер Вейдена Св.Георгий и дракон и Мадонна с младенцем (Вашингтон, Мадрид, Тиссен-Борнемица)

Организаторы пишут, что когда-то эти картины были даже не диптихом, а частью одной панели с обеих сторон.
Rogier van der Weyden Saint George and the Dragon, c. 1432/1435 National Gallery of Art Washington
Центр изучения примитивистов ничего не пишет о том, что обе картины как-то связаны....

На вопрос, кто же отражаетя в доспехах Св.Георгия, можно предположить три варианта ответа: фигура со второй части диптиха (если это все же был диптих, уж коли доска были раскрашена с двух сторон), либо фигура художника, как это иногда бывает, либо фигура Девы, но тогда она отражается под каким-то странным углом. В любом случае мне не видно.



Вообще Св.Георгий в силу доспехов хорош для создания отражений:
Сравнить с диптихом Мемлинга
Hans Memling Diptych of Maria and S. George with a donor, Munich, Alte Pinakothek

Или со Св.Георгием Ван Эйка.

Вовзвращаясь к двум сторонам одной панели. У того же ван Вейдена сохранились створки диптиха в более здравии, чем предыдущий:
Портрет Жана де Фруамона, а на обороте Св.Лауренс (как он по-русски? Лавр?) -правая панель диптиха находится в Брюсселе.
Rogier van der Weyden Portrait of Jean de Froimont and St. Lawrence (reverse) Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België Brussels
Мадонна с младенцем - левая панель диптиха, в Кане, Франция (не в Каннах, нет)
Rogir van der Weyden Virgin and Child (left wing of the Jean de Froimont Diptych) Caen Musée des Beaux-Arts
Не упоминается, осталось ли что-либо на оборотной стороне Мадонны.

2. Следующий диптих ван дер Вейдена, гораздо более поздний.
Мадонна с младенцем и Филлип де Круа (Калифорния, Антверпен)

Самая распространенная композиция - Мадонна, обычно слева, и заказчик.

Идентифицировано по надписи и гербу. Заказчик - бургундский придворный, происходивший из знатной семьи, в 1472 г. стал гарфом Шимэй.
Мадонна и Иисус держат книгу. Филипп был страстным библиофилом и имел коллекцию иллюстрированных манускриптов.
Кэмпбелл пишет, что то, что портрет Филиппа - это часть диптиха всего лишь версия. И упоминает о том, что в описи имущества графов Шимэй в 1629 г. был описан некий диптих, этот или другой.
Мадонна с младенцем впервые объявилась в 1892 г.

Следующие два диптиха идут как одни из самых ранних!

3. Мастер Флемаль Троица и Мадонна с младенцем, Эрмитаж.

Комбинация уникальна, возможна была создана по просьбе заказчика. Левая сторона называется некоторыми исследователями "Трон милосердия", другими - Оплакивание Христа (Пьета)
В створках алтаря Верля в Прадо расположил и Троицу и Мадонуу в виде статуэток

Картинки-источники кликабельны:


Другие примеры: оборотная сторона створок Мастера страстей из Дармштадта (Берлин). Здесь также Троица соотнесена с Мадонной.
Meister der Darmstädter Passion Die heilige Dreifaltigkeit als Gnadenstuhl, Altarflügel (Außenseite), Kreuzigungsaltar, 1440/1450, Retabel, Berlin, Staatliche Museen zu Berlin Meister der Darmstädter Passion Die Thronende Muttergottes mit dem Kind, Altarflügel (Außenseite), Kreuzigungsaltar, 1440/1450, Retabel, Berlin, Staatliche Museen zu Berlin

Обычно детство Христа располагалось справа, но в том случае когда Троица вместе с Мадонной, то располагаются картины именно так (центральная часть алтаря Квентина Массейса из Пинакотеки)
Massys, Quinten Mitteltafel eines Flügelaltars. Die hl. Dreifaltigkeit über der Weltkugel und Maria mit dem Kind München, Alte Pinakothek

Справа на ручке кресла в горельефе символ христианской церкви, слева - синагоги. Над христианской церковью размещен пеликан , кормящий своих птенцов собственной кровью (символ Иисуса Искупителя); над синагогой - львица склонившаяся с разинутой пастью к своим львятам, лежищим лапками вверх. "Львица рождает своих детенышей мертвыми и через три дня вызывает к жизни своим рычанием - временная смерть Христа и его Воскресения по зову Отца. Но животные связаны не с подлокотниками, а скорее с Сыном и Отцом соответственно.
Но с львицей тут не точно. Возможно, что лев!


Подборка Мадонн, которых можно сопоставить с Мадонной из Эрмитажа у clement'a.

4. Jan van Eyck, The Angel Gabriel with The Virgin Annunciate c. 1435 / 1437, Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid (no. 8)


На всей выставке по словам организаторов будет представлено всего лишь два до сих пор полностью сохранившихся диптиха. Дело в том. что они легко разбираются и рамки и петли, крепящие доски, в большинстве своем были заменены или утрачены.

5. Ян ван Провост Христос, несущий крест и Портрет 54-хлетнего монаха-францисканца, Брюге
Заявлена организаторами как одна из самых необычных работ в категории диптихов.

В отличном состоянии сохранились внешние створки


6. Ханс Мемлинг Мадонна с младенцем и Мартен ван Ньивенхове, Брюге
Hans Memling Diptych of Maarten van Nieuwenhove (Brugge, Memlingmuseum)
Заказчик идентифицирован по гербу. На портрете ему всего 23, он происходил из знатной семьи и впоследствие он стал бургомистром Брюгге. Умер в 1506 г. в возрасте 36 лет.

7. Еще один Мемлинг:
Св.Иоанн Креститель и Св.Вероника, Мюнхен, Вашингтон
Hans Memling Johannes der Täufer, um 1470 München, Bayerische Staatsgemäldesammlungen, Alte Pinakothek

Диптих этот принадлежал итальянскому гуманисту, любителю нидерландской живописи, Бернардо Бембо, портрет которого кисти Мемлинга же можно посмотреть в постинге clement'a
Затем он все еще в состоянии диптиха перешел к его сыну Пьетро Бембо. А после был в коллекции князя Сан-Донато Анатолия Демидова, который хотя и был русским собирателем, но только по фамилии.

И еще можно сравнить со створками его же (Мемлинга) триптиха, на которых также изображены Св.Иоанн Креститель и Св.Вероника.

И еще диптихи в хронологическом порядке, по возрастанию.

8. Мастер Легенды Св.Урсулы, Антверпен


9. Мастер 1499, Антверпен
Подробный рассказ (с иллюстрацией обеих сторон) о диптихе у clement'a
Небоьлшое добавление: это такой диптих с диптихом: на стене за молящимся висит диптих. Что в частности указывает на один из способов использования диптихов в быту в то время, когда они создавались.
Master of 1499 Abbot Chtistiaan de Hondt Detail 1499

Также встречался в его подборке о собаках.

10. Бибо диптих. назван по имени донатора, изображенного на картине


Судя по описанию в брошюре выставки, Мадонну рисовал Мастер легенды Св.Магдалины, а Виллема ван Бибаута художник неизвестный...

11.Диптих Doria Pamphilj (по названию галереи в Риме). Ян Госарт Мадонна и Антонио Сицилиано, Рим.
Панель с Мадонной - копия с работы Ван Эйка, находящейся сейчас в Берлине (см. также диптих Мастера 1499)

Не сохранилось ни оригинальных рам, ни даже следов от винтов, поэтому, возможно, доски на самом деле не являются диптихом.
Антонио Сицилиано - секретарь герцога Миланского, был послан с дипломатической миссией в Нидерланды.

12. Михель Зиттов Мадонна с младенцем и (?) Диего де Гевара, Берлин, Вашингтон

Птичка в руке скорее всего символизирует терновый венец: птички любят терн. Так пишут организаторы. Они же утверждают, что в нидерландской живописи можно редко встретить такие сильные эмоции, как на этой картине.

Заказчик предположительно (но не окончательно) идентифицирован по ордену Калатравы, который он прикрывает рукой на груди (вышивка).
В 1517 г. Диего де Гевара занял высокую должность при дворе императора Карла. Более сорока лет Гевара прослужил при бургундском дворе, представлял его интересы при дворах Англии и Испании.
Диптих впервые воссоединился на выставке.
О художнике и о диптихе у clement'a

13. Бернард де Рейкер Адриан ван Сантворт и его семья, частная коллекция.

Портрет антверпенского купца.
Этот диптих, относится к категории раскрывающихся стационарных диптихов. Задняя сторона левой части не раскрашена, рама с винтами утеряна. Ранее предполагалось, что эти картины прекрепрялись к стене. Самый большой из известных дипитихов.

Из несовсем диптихов организаторы привели в пример диптих Мастера Флемаля
Christ Blessing with the Virgin in Prayer, Филадельфия

Возможно, что-то типа прототипа.

А мне вспомнился при помощи гугля, случайно напомнившего мне картинкой из собственного же дневника:
Мастер Легенды Св.Урсулы, частная коллекция
Master of the Legend of St Ursula Virgin and Child adrored by a donor presented by Saint Michel
Поле доски визуально разделено так, что выглядит как диптих.
Вряд ли будет на выставке...

Еще один диптих Мемлинга, который также вспомнился, но "не знаю будет ли на выставке":
Hans Memling Diptych with the Allegory of True Love 1485-90, Metropolitan Museum of Art, New York and Museum Boymans-van Beuningen, Rotterdam
Белая лошадь с обезьянкой на крупе, - которая греховность, вожделение, эгоизм - символизирует плохого любовника, занятого только удовлетворением собственных желаний. Соответственно темная лошадь - противоположное.

Фуф, пока собственно все.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments