Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Не люблю я Уистлера. Шутка

Вернее я к нему более равнодушна, чем менее.
Что мирно во мне сосуществует с мнением, что он заслуженный, от глагола "заслужил", и тыды и тыпы.

И тем не менее только здесь и только сейчас, редкий в нашем журнале рассказ о выставке "у нас", а не "у них"!
Итак в Третьяковке. Джеймс МакНил Уистлер.

Уистлер и Россия.
Сразу складывается ощущение, что в Россию надо привозить только то, что с Россией связано....
Т.е. вот в Известиях прямо так и сказано: "На его месте мог быть Тернер или Констебль - возникали такие идеи в ходе переговоров с галереей [Tate]" и далее про то, что Уистлера привезли, а не вышеупомянутых, по причине посещения им в детстве России. Делается не по себе....

Еще вот тут хотела написать про некоторые пассажи из прессы, начиная от "а сейчас мы Вам расскажем кто такой этот малоизвестный Вам Уистлер" и заканчивая снисходительным похлопыванием художника по плечу, но потом стерла, потому что если вылить сразу столько яда, придется долго его потом копить!

До рассказа сделаю маленькое предупреждение: я была очень рассеяна, ничего не записывала и оттого может быть не заметила под своим носом и слона.

Из Метрополитена привезли портрет сэра Генри Ирвинга в испанском костюме.

Но честное слово же! Привезли бы портрет Теодора Дюре! Убив не только художественного зайца, но и исторического.
Тогда портреты Билибина, Левитана, Морозова etc на третьем этаже смотрелись бы более гармочнично. Потому что Дюре не акварельный, а живой и если хотите монументальный, насколько это возможно.Т.е. поэтому, вероятно, и не привезли...
Но может быть после выставки кто-нибудь бы издал перевод его книг на русском языке!?

Из Вашингтона привезли портрет Alice Butt
Но отчего-то не автопортрет?
А между тем опять таки двумя зайцами бы дело завершилось: автопортретом (ну как же все-таки без него, а?) и сопоставлением с автопортретом Бакста, представленным выше.

Кажется, был портрет Miss Lillian Woakes из вашингтонской Коллекции Филлипс.

Тейт была основным донатором (см. выше).
Symphony in White, No. 2: The Little White Girl
Harmony in Grey and Green: Miss Cicely Alexander

Очень неожиданной, для тех, кто не был в Тейт, оказался Ноктюрн: Черное и Золотое
James Abbott McNeill Whistler  Nocturne: Black and Gold - The Fire Wheel  1875 Tate Gallery

Даже если дать репродукцию в другом разрешении, на компьютере ничего разглядеть невозможно.
Потому что черное и черное у Уистлера - это два и более разных цвета (здесь для сопоставления очень подходит более ранний пастор Рэберна). Экран же все сливает вместе во тьму.

Вообще назвать бы выставку "Уистлер впервые". Ничего узнаваемого быть не может по репродукциям. Репродукции не в силах передать его цвета не капли. Ни малейшей. Все же не во всех случаях репродуккции столь безнадежны как с Уистлером.

Совершенно чудесный Ноктюрн: Голубое и Серебряное
James Abbott McNeill Whistler  Nocturne: Blue and Silver - Cremorne Lights  1872 Tate Gallery

И не забыть сказать, что было несколько небольших работ из Эрмитажа.
Это совсем не все. Но все - это не очень много.
И хотя не очень много, и несмотря на все вышенаписанное, все же хорошо. И редко так бывает. И все такое акварельное-акварельное.

На третьем этаже была подобрана графика Уистлера из наших собраний и показавшаяся (не без оснований) родственной российская живопись и графика.
Многие графические работы Уистлера очень интересны, некоторые отчетливо вызвали в мозгу высказывания Честертона про писателей и ненужное никому копание в их мусорной корзине.

Отдельной группой висели работы Анны Остроумовой-Лебедевой, учившейся у Уистлера. И это было очень правильно. Очень!
Еще отдельно среди понятных фамилий крайне внезапно встретился неплохой рисунок Виктора Обнинского (sic!)

И в следующем зале, совершенно равднодушный мне Левитан, представленный, вдруг сбившим меня с ног, пейзажем "Вечер на Волге" (по ссылке идет жалкая репродукция, не имеющая к оригиналу ни малейшего отношения). Кроме Левитана перечисленные плюс Явленский, Сомов, Бенуа... но у меня, к сожалению, в голове ничего не сложилось в единый мирискусный образ, а наоборот все разбежалось по углам: от наличия цветов и отсутствия малейшего намека на "акварельность" и перехода цвета в тот же цвет и еще и еще. Если только вот этот Левитан и другой Куинджи.

Т.е. выставка явно сделана по всем современным канонам, канонам, которые мне симпатичны, и на прививание которых на почвах родных музейных просторах так хочется надеяться. Однако, немножко пока не получается до конца хорошо. Потому что логические связки провисают. Логическая связка между Сомовым наверху и Уистлером внизу отсутствует и не верю, что кто-то сможет ее привести. А между портретами кисти Уистлера внизу и портретом, например, Ермоловой кисти Серова вверху отсутствует вербализированная логическая связь... Все же есть какая-то пропасть между отсутствием табличек с подводками между разделами выставки и уже упомянутым общим местом "наш человек кто такой Уистлер не знает и вообще мало что знает"... Уже надо как-то определяться.

А из Глазго привезли несколько книг, в т.ч. с иллюстрацией Уистлера и экземпляр "Изящного искусства создавать себе врагов". Остальные добавили из библиотеки ГТГ, в т.ч. монографии о художнике на русском начала XX века, а также несколько номеров "Мира искусства" со статьями ему же посвященными. Все очень симпатично.

А про Павлинью комнату я писать не буду ничего. Этого не надо было делать. По крайней мере за исполнение как в школе надо поставить "2". Быть может, если бы сделать маленькую инсталяцию наподобие тех, что делают для театральных декораций, смотрелось бы не столь чудовищно пошло.
Что странно, представленный выше павлин Ларионова, хотя и натуральный, был не симпатичнее фотообойного...

P.S. Ну и про каталог выставки. Вы смеетесь что ли? Какой может быть в наше время каталог. Вон с трудом наскребли денег на каталог Гончаровой-Ларионова, так что уже не хватило (будем думать, что средств), чтобы под изображениями проставить порядковые номера соответствующие описаниям в конце... А тут Уистлер ...
Или может Вы надеетесь, что привезли для продажи пару ящичков с каталогом выставки, который также готовила куратор выставки с "их" стороны, Маргарет Макдональд, посвященной наполовину венецианским рисункам Уистлера? Или может коллективную монографию о художнике, в создании которой Макдональд также принимала участие? Или другие книги об Уистлере?

Но в Интернете можно почитать несколько статей Макдональд, опубликованных в различных журналах, в т.ч. и по поводу других выставок художника.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments