Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Целомудрие-Диана-д'Эсте

Итак
Джакомо Франча (Райболини) Целомудрие
Giacomo Francia (1486-1557), Die Keuschheit Kat Nr.271

Пальмовая ветвь в руках девушки говорит о целомудрии, а в щите отражается убранство комнаты. Щит - один из атрибутов Целомудрия - он защищает его от стрел Купидона. Третий атрибут целомудрия - вуаль.
В описании сказано, что пальмовая ветвь - атрибут брака...Так ли это?
Фигура делитландшафт пополам. Слева изображен единорог, справа грешник, отправляющийся в "Ад".
Два замечания от себя по поводу картины.
1. Персонификация целомудрии - Диана.
2. Единорог и пальмовая ветвь могут отсылать к семейству Эсте.

Еще несколько слов по поводу пункта 2.
Мнение исследователей гласит, что картина - задумка еще отца художника, Франческо Райболини.
А Франческо когда-то написал удивительный портрет Федериго II Гонзага, который проезжал через Болонью, где жила семья художников, из Мантуи в Рим. Портрет был написан за 12 дней!

Francesco Francia Federigo Gonzaga 1510 Metropolitan Museum of Art
А Федериго, между прочим, сын маркизы мантуанской Изабеллы д'Эсте самой-самой покровительницы искусств, модели да Винчи, Тициана, Рубенса etc.
У портрета своя судьба. Федериго был послан к папскому двору в качестве заложника, и портрет писался как память для матери. Изабелле он очень понравился, однако она отослала портрет назад, чтобы художник сделал волосы мальчика темнее. Затем портрет послали в Рим - там гостил отец Федериго, маркиз мантуи, который возжелал похвастаться картиной перед Папой и кардиналами.
Из бумаг известно, что Раиболини написал по крайней мере один портрет маркизы никогда не видя ее. Местонахождение его неизвестно [не было известно в начале XX века, но тогда не знали "в лицо" и портрет юного Федериго]

И еще о Франческо Райболини - когда-то он был ювелиром, что отразилось затем в его творчестве: на портрете маленького наследника ручка меча и украшение на шее,
Точно так же пейзаж разделяет фигура на картине Раоболини-старшего в Эрмитаже "Мадонна с младенцем". Слева - Вознесение, справа - Воскресение.
Франческо Франча Мадонна с младенцем Эрмитаж

В Йоркской галерее находится картина-явная родственница дамы с вуалью
Francesco Francia Lucretia York Art Gallery
Здесь пейзаж также разделен не просто, а со смыслом, который впрочем укрыт от близоруких глаз.
Художник как будто бы писал пост-готические диптихи, в которых роль колонны играла фигура на переднем плане.
Сравните с его же работой, находящейся в Музее Конде
FRANCIA Francesco L'ANNONCIATION AVEC SAINT ALBERT CARMELITE Chantilly ; musée Condé
Тут под ногами у Св. Альбера, кстати говоря, лежит такой "симпатишный" демон

To read

G. C. Williamson, Francesco Raibolini called Francia, London 1901
G. Lipparini, Francesco Francia, Bergamo 1913
E. Negro, N. Roio, Francesco Francia e la sua scuola, Modena 1998,
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments