Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Уолден-2. Больше непонятного

Продолжаем иллюстрированный конспект с дополнениями, разумеется.

- "Саломее придавали вид более подходящий для гостиной, заменяя голову ИОанна Крестителя букетом цветов или подносом с фруктами..."

- Г-жа Уолден упоминает картину Ларжельера, находящуюся в Метрополитен. На картине изображена была дородная баронесса, которая затем изрядно похудела, по-видимому, в угоду моде.

На сайте Метрополитен нашлась только одна дама кисти Largilliere [к сожалению, перевод очень сильно хромает на редактуру], но только уже в кеше. Возможно, это она, возможно нет.


В обще и целом дама действительно обладает осиной талией и довольно полными руками и лицом.

- Следующий пункт гораздо более загадочен.
Уолден пишет: "некоторые картины - высококлассные подделки: например, портрет Флоранс Найтингейл, исполненный в стиле голландского художника семнадцатого века Герарда Доу".
Либо этот случай относится к анекдоту, приведенному в книге ниже, когда X-лучи показали под предполагаемым Леонардо портрет Лоуренса Аравийского, либо перевод скрыл смысл... Найтингел сильно младше Доу

- Далее рассказывается о чудном, очень симпатичном явно, типе синьоре Джони, который подделывал сиенские [кто такие сьенские?] примитивы (sic! Это Вам не Доу воспроизводить!). "Он не стеснялся высказывать свое отвращение к рентгену, который он называл "разрушителем иллюзий" и с одобрением цитировал статью Артуро Кальца в "Джорнале д'Италия":
Как раз тогда, когда Италия отчаянно нуждается в оздоровлении внешней торговли, происходит это открытие: оно пригодно только для того, чтобы загубить одно из самых выгодных итальянских производств. Если и была действительно процветающая отрасль внешней торговли в наши тяжелые времена - то это экспорт так называемых старых картин, тех работ, которыми гений нашей нации - сохранившей дух последователей Леонардо и Тициана - так щедро отвечал на настоятельный запрос многих тысяч людей по ту сторону Атлантики, желавших создать галерею старых мастеров...".


- Чуть выше Уолден приводит слова о том, что "в Америке находится больше картин Коро, чем он создал за всю свою жизнь".

Здесь автор переходит к разделу "Коллекционеры"

- Quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini

- Воскрешение Лазаря было обрезано, чтобы подогнать картину под новую раму. "На основании гравюр".
Предлагаю читателям на выбор несколько Воскрешений...

Tintoretto The Raising of Lazarus Jesuit Center for Spiritual Growth at Wernersville, Pennsylvania


Tintoretto and workshop The Raising of Lazarus c.1558–1559 The Minneapolis Institute of Arts

Tintoretto The Raising of Lazarus 1573 Private Collection

Tintoretto The Auferweckung of the Lazarus Museum der bild Kuenste Leipzig

Tintoretto  La resurrezione di Lazzaro Scuola Grande di S. Rocco Venezia

Первое в Штатах, второе в Штатах, третье в Частной коллекции, наверное, тоже в Штатах...Четвертое, похожее на второе, в Лейпциге.
А вот та, что последняя - в Венеции...!

Также немецкая Вики говорит о еще одном "Воскрешении", в North Carolina Museum of Art. В Штатах. И сайт Любека о Тинторетто в местной черкви Св. Катерины. Вряд ли это все.
В общем г-жа Уолден любезно не сообщает, какой именно вариант имеется в виду. Но зато получилась любопытная подборка.

- Людовик XIV приказал увеличить маньеристов из королевской коллекции, чтобы "впустиь в них немного воздуха".

- Его же гербом был испорчен Св. Иоанн Тициана.... Это какой-такой Св. Иоанн?

- Куапель спас от уничтожения "Ио и Юпитер" Корреджо, так как ему позволено было закрыть "непристойные места" драпировками
Тут, найденные варианта совпадают драпировками. Венский с "последователями", что в Берлине и в немецком замке. Изображение, приписываемое Лувру не отличается от них...но это не на сайте Лувра. Там его просто нет. А есть ли оно вообще там? Или это и есть те самые драпировки?
Correggio Jupiter and Io KHM

Теперь к реставраторам.
- Длинная судьба у "Св Михаила" Рафаэля из Фонтенбло. Впервые реставрация проводилась под руководством Приматиччо, переписавшего ногу в маньеристической манере.
Но прежде, чем продолжить, осмелюсь предположить, что я правильно размещу сейчас изображение. Потому что из двух Михаилов Рафаэля в Лувре именно этот на холсте, а Уолден пишет, что в изображение было перенесено на холст ( в 1752 г. реставратором Робером Пиколем). А главное затем она все-таки упоминает, что сейчас картина в Лувре...
Raffaello Santi (Raphaël) Saint Michel terrassant le dragon 1518 Louvre

Итак, нога была удлиненна и ей были приданы изящные очертания. Затем она приобрела романтическое звучание, когда над ней поработал Жироде-Триосон в начале XIX в. В середине XIX в. главный реставратор месье Вилло убрал ногу, написанную Приматиччо. Неизвестно, убрал ли он еще что-нибудь, например, от Рафаэля...

- В 1788 г. была "чрезмерно расчищена" по мнению неаполитанского знатока искусства Раймондо Гелли неаполитанская Даная Тициана. Он жаловался, что картина утратила первозданную красоту теней, бликов света и заключительных мазков. Особенно Гелли печалит удаление "едкими растворами" волос, некогда красиво ниспадавших на лоб Данаи. В процессе были удалены не только лессировки. "Контуры слишком жесткие. Никогда мы не увидим снова мягких оттенков и полутонов Тициана. Темные облака, выступавшие на передний план и закрывавшие маленького путто уничтожены едкими веществами, темные тона изменены, где прежде мы видели колонну, теперь пилястра...".
Titian Danae  Gallerie Nazionali di Capodimonte, Naples, Italy

И соответственно три другие версии
Вена
Titian Danae ca 1554 Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria

Мадрид
Titian Danae Receiving the Shower of Gold Prado, Madrid, Spain

А Россию приводить не буду. Потому что.

Мысль, которая преследовала меня при чтении книги: счастливые люди, все они жили во время, когда живопись была жива. И не страшно подрисовать и обрезать. И не криминально совсем!

P.S. Ну и предыдущий вопрос остался открытым.
Tags: art, forgery, read
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments