Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Брейгель или Перебирать записи - это должно успокаивать

Дворец семьи Лобковиц находится в Праге в Градчанах, в самом конце комплекса зданий, если идти от дворца/от смотровой площадки через Св. Вита вглубь etc.
Вход стоит 250 крон, дороже только Синагоги (?), но вечером, начиная с какого-то времени - бесплатно.
За эти деньги и за бесплатно с Вами будут говорить на хорошем английском и выдадут радио гид на языке, из которого на протяжении всей экскурсии хозяин замка будет рассказывать больше про свою семью, нежели про произведения искусства или течения или направления или про колористику или про всю неотвратимость судьбы, которая обычно чувствуется. В общем обратная сторона медали, называемой музей. Личный музей.
Дворец вернули семье по реституции.
Хотя в зале, где представлены были портреты любимых собачек семьи района середины XVIII-XIX вв. (точнее не помню), я засомневалась справедливо ли вернули. Т.е. в окружении этих собачек размером с королей Коэльо задумываешься о некоторых очевидно существовавших собенностях жизни Европы того периода и о том, что произошедшее после было не вдруг, а даже в какой-то части заслуженно, особенно теми, кто заказывал писать собачек... .
Но это мелкие мысли. Мы их гоним прочь как только покидаем сей зал и вообще разве мы "против инстиута частной собственности?"

Таким образом семья Лобковиц, а больше не Народная галерея Праги является обладателем "самой крупной коллекцией испанской портретной живописи, находящейся за пределами Испании".
Но 250 крон с каждого, к сожалению, не впрок и в магазинчике при музее нет и намека на каталог. Только маленькая книжечка обо всем и о главном.
Что-то можно выловить из BAL по этой ссылке. Но не все, работ Hans'a Krell'a явно было больше.

А между прочим все явно из-за консультантов. В их маркетинговом плане брошюрка была, а каталога, естественно, не было! Более того, "The success of the Lobkowicz Collection's branding campaign led to an assignment to unify the holding company's diverse brand assets"... где ж здесь место каталогу-то? Тут нашелся только уголок для пива.
Впрочем товарищ художник ни в чем не виноват personally.

Но это почти не главное.
А главное - это Брейгель.
Брейгель-самый старший, ранее часто помещавшийся репродукцией на многих, очень многих изданиях и прочая. Думаю, что мода была связана с легкостью, с которой Национальная галерея давала право на воспроизведение.
Теперь вряд ли это так будет дальше. По крайней мере картины на wga нет, а Bridgment оповещает большими буквами: "REPRODUCTION PERMISSION MUST BE CLEARED BY EMAIL"

Вот и новая часть ГК РФ вроде как мне запрещает воспроизводить все и вся без согласия под угрозой уголовной кары. Но я воспроизведу, ибо я уже в этом смысле рецидивст и все надеюсь, что "некоммерческие цели" мне зачтутся не тут, так там.

Итак когда-то социалистический Брейгель:
Pieter Brueghel the Elder Hay-Harvest 1565 Lobkowicz Collections

По-русски он называется Сенокос.

Картина относится к циклу: "Двенадцать месяцев", хотя досок всего шесть, точнее пять, т.к. одной найти не удалось. До сих пор единого мнения о цели цикла нет, сперва считалось, что цикл назывался "Времена года".
Собственно это подтверждает небольшая бельгийская монография по Брейгелю начала прошлого века, выловленная в мою библиотеку из моря житейского. Известные картины там называются по месяцам, а не сдвоенным месяцам. Картина из Метрополитен еще неизвестна, а некоторые полотна крупнее на пару см., чем сейчас.

Собственно другие 3 картины находятся в KHM + одна Метрополитен (а почему - об этом ниже). Все картины датируются ОДНИМ годом! При этом видно, что некоторые базы данных в Интернете не согласны с подписями Брейгеля на досках и датируют картины по своему.

Все начинается с Хмурого дня (февраль-март). До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи
Brueghel, Pieter the Elder The Gloomy Day 1565 KHM

Затем утерянная картина. Один из исследователей в 1951 г. так пытался реконструировать изображение: "пчеловодство, стрижка овец или влюбленные крестьянские парочки"

Затем вышеприведенный Сенокос (июнь-июль)


Жатва (август-сентябрь)
Pieter Bruegel the Elder The Harvesters 1565 The Metropolitan Museum of Art
Информация на сайте музея говорит о том, что где-то между Францем II и торгами имущества графа Андреосси доска потеряла провенанс и продавалась в Париже в 1816 г. как картина немецкой школы.
Т.е. доска - вполне себе перемещенная ценность, результат Австро-французской войны и досталась графу, похоже, безо всякого описания, но недорого....

Возвращение стада (октябрь-ноябрь)
Pieter Bruegel the Elder The Return of the Herd 1565 KHM

Охотники на снегу (декабрь-январь)
Brueghel, Pieter the Elder Hunters in the Snow 1565 KHM


Дальше монография сообщает лишь, что интерепретациям, происходящего на полотнах, нет числа, что предметы многие загадочны и т.п. и отсылает к другим монографиям, которых у меня, к сожалению и , пока, нет.

Статья Das Bruegel Rätsel вообще сомневается в таких названиях, насколько я поняла своим немецким...

Вообще жаль, что реституция прошла не позже на 12 лет, потому что в 1999 г. Пражская галерея выпустила очень хороший каталог по фламандской живописи в своем собрании, но этого, единственного самого старшего Брейгеля на всю Чехию у них уже не было.

Аккуратно! На abcgallery.com названия картин, кстати, как и местонахождение чешской доски, даны по-старому, одна картина - один месяц...
Вообще, я так давно ничего такого не писала/не искала, что глаз невольно цепляется за всякие несуразности, типа опечатки на сайте Метрополитен в разделе "От Ван Эйка до до Брейгеля", где фамилия последнего в статье про картину из серии "12 месяцев" напечатана с ошибкой.



Iain Buchanan The Collection of Niclaes Jongelinck: II The 'Months' by Pieter Bruegel the Elder // The Burlington Magazine, Vol. 132, No. 1049 (Aug., 1990), pp. 541-550
Tags: art, brueghel, museums
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments