Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Реституция-2

В логическом продолжение темы реституции вновь из чешской темы. В данном случае не записки. Каталог. Из серии Sbirka Stareho Umeni.

Чудные деятели чешской культуры преже чем по реституции вернуть доску с предполагаемым авторством Иеронима Босха решили ее отреставрировать, уточнить авторство etc....Нам этого не понять. Ну да ладно.
В результате анализа авторство Босха было исключено, что у картины прелести не отняло. И в честь завершения работ была организована выставка (1994), от которой мне достался только маленький каталог.
Владельцам же, семейству Colloredo-Mannsfeld досталась картина вместе со всем содержимым замка Опочно.
Ветвью Colloredo (плутократы) места куплены в середине XVII в. Ветвь Mannsfeld (неприлично старая семья!) присоединилась к древу в середине XVIII в. Собрание картин семейство было доступно публике в замке уже с 1922 г.
С собственностью все это не конец истории, так как в декабре ушедшего года замок было решено все же не возвращать из-за обвинений против отца наследницы в коллаборационизме. Остался Страсбургский суд.

Но собственно виновница торжества
Bosch, nasledovnik Dvanactilety jezis v chramu ca 1550 Opocno Castle Before restauration

Обратите внимание на разводы в левом нижнем углу и бабочку, которая ничего не уравновешивает.
После реставрации вскрылся слой, который сделал картину вот такой:

Bosch, nasledovnik Dvanactilety jezis v chramu ca 1550 Opocno Castle After restauration

Каталог датируется 1994 г., в нем я не нашла/плохо искала размышлений на тему почему фигура донатора была а) не закончена б) записана (донатор передумал/умер), но в 1998 г. у хранительницы старых мастеров в Чехии вышла статья с говорящим названием: Donator v nizozemskem malirstvi 16 stoleti: persona non grata? Zamalovane postavy donatoru na nizozemskych obrazech z ceskych sbirek.
Упоминание о статье я нашла в каталоге Нидерландской живописи в НГ в Праге, вышедшем в 1999 г. Выпусти его раньше или позже, картина "последователя Босха" попала бы в нее, а так нет.
Впрочем самой статьи, которая относилась к триптиху ван Клеве, я не видела, но по аннотации точно знаю, что "последователя Босха" она точно касается.

Тем не менее у двух других существующих вариантов картины, в Филадельфии и в Лувре донатора так и нет:

Лувр:
Bosch, follower Christ among the Doctors Louvre

Филадельфия:
Bosch, follower Christ among the Doctors Philadelphia Museum of Art

На сайте Центра исследования Нидерландской живописи XV в. авторство еще не изменилось.
Там также упоминается, что в Частной коллекции в Enschede хранится фрагмент работы Босха (Босха-ли?) с тем же названием.

В самом каталоге говорится о неизвестности: существовал ли оригинал Босха живописный или в рисунке.
Tags: art, two layers
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments