Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Искусство по-прежнему по-прежнему в большом долгу

Второго февраля - красный день календаря для Великобритании!

В этот день было объявлено, что картина Тициана "Диана и Актеон" "сохранена для нации"

Предисловие таково. Герцоги Сазерленд хранят свою Бриджвотер коллекшн в Национальной галерее Шотландии. В состав коллекции входили и две парные работы Тициана. В прошлом году нынешний герцог вознамерился обменять картины на сто миллионов фунтов (из прочтения разных текстов складывается ощущение, что "чистыми"). Художественная общественность в лице главы Национальной галереи Шотландии, испугавшись оголения экспозиции, кинула клич и выкупила за пятьдесят миллионов Актеона и до 2012 планирует выкупить и Каллисто. Так объявлено теперь. Но еще в начале января "государство" не планировало выкупать картину для того, чтобы пара работ, которые всегда висели вместе, осталась вместе навечно (in perpetuity)

И тут не помешают гнусные инсинуации ведущих утренних программ возвещающих, что большая часть нации понятия не имеет кто такой этот самый Тициан. Может он вообще итальянский футболист... И лучше бы за эти деньги его звали хотя бы МакТицианом.

Насколько мне не изменяет память, совсем недавно в Британии был страшный шум из-за Рафаэлевской Мадонны с гвоздиками - она тоже была сохранена для нации и тогда нация так же интересовалась не многовато ли это для сохранения - двадцать два миллиона?
А ведь национализация банков тогда в Британии была далеко впереди.

Возвращаясь к Бриджвотерской коллекции.
Основу ее составило собрание графа Бриджворта, родственника нынешних герцогов Сазерленд. После Великой французской революции он купил большую часть Орлеанской коллекции. Распродавать свои сокровища Луи Филипп II георцог Орлеанский начал еще в предверии революции, и общественность уже тогда сильно протестовала, но это была французская общественность. Все закончилось смертью г-на по фамилии Эгалите на гильотине и дальнейшими продажами-продажами-продажами.
Собирать Орлеанскую коллекцию начал еще предок Эгалите, герцог Филипп II. Ядро его коллекции составлено было ядром коллекции незадолго умершей шведской королевы Кристины, которая в свою очередь начала свое собирательство с трофеев шведских войск во время Тридцатилетней войны. Войска грабили Мюнхен и Прагу - никто не хочет заявить о необходимости возврата?!- т.е. коллекции тех самых императоров, которые собрали когда-то для современной Европы все старое, что только можно - Карла V и Рудольфа II. Все что не забрали шведы, а это много, осталось в KHM, в Прадо и прочая

Между прочим первый владелец Бриджворт, купивший Орлеанскую коллекцию, часть ее распродал, и она где только сейчас не. Всего у него было 300 картин. из которых 50 - орлеанские. Публично картины были выставлены его наследником и с тех пор они всегда были доступны для посещения публики.
А в Шотландию Бриджвортская коллекция попала во время Второй мировой, на сохранение и там так и осталась. В свете этого забавно наблюдать как спор нужно-не нужно быстро перерастает в спор англичане-шотландцы.

Оставшиеся в коллекции полотна сохраняются в "аренде" у Национальной галереи Шотландии еще на 21 год. Это отрадно для шотлано-британского народа, там есть еще Рафаэль и Тинторетто. Двадцать один год - это много, но не настолько, чтобы общественность не начала беспокоиться об их будущем уже сейчас.
Потому что Сазерленды не первый раз продают свои шедевры: четыре картины были выкуплены государством в 1984 г. (за два миллиона скопом) и еще один Тициан совсем недавно, в 2003. Хотя необходимо отметить, что тогда государство явно платило другие деньги, ибо последнее полотно было получено им частью как уплата налога на наследство (был у меня когда-то про эту английскую систему постинг) - шестой герцог скончался в 2000 г.

Собственно в конце интеллектуальное развлечение. Выберите, чтобы Вы сохранили для британского народа из Старых Мастеров коллекции Бриджвотер (Пуссена оставим в стороне и Рембрандта ради Бога тоже).
Ответ - всё не принимается ибо не бюджетен.

1. Тициан Венера Анадиомена (всего 11,6 миллионов фунтов - герцога, конечно, говоря сленгом, тогда "развели")


2. Тициан Диана и Анактеон (50 миллионов фунтов)


3. Тициан Диана и Каллисто (50 миллионов фунтов)


4. Тициан Три возраста человека


5. Рафаэль Мадонна с младенцем или Бриджвортерская мадонна


6. Рафаэль Святое семейство с пальмовой ветвью


7. Рафаэль и мастерская Святое семейство встречает младенца иоанна Крестителя
http://www.nationalgalleries.org/media_collection/5/NGL%20064.46.jpg

8. Тинторетто Положение во гроб / Перенесение тела Христа ? (куплено в 1984 г.)


9. Лотто Мадонна с младенцем и св. Жеромом, Петром, Франциском и святой (куплено в 1984 г.)


10. Геррит Доу Интерьер с молодым кскрипачом (куплено в 1984 г.)


11. Ян Стен Школа для мальчиков и девочек (куплен в 1984 г.)


12. Герард тер Борх Урок музыки


ну и пунктом 13 та самая Мадонна с гвоздиками, купленная у герцога Нортумберленда за 22 млн. фунтов


Здесь должны быть еще один Тинторетто и один Веронезе и один Эль Греко.

А если не из Бриджвотерской коллекции. то также множество множество других полотен, которые висят в Национальной галерее (и не только), но ей не принадлежат, а являются собственностью аристократии. которой все более и более хочется кушать.
Тут и Гольбейн и Ван Дейк и Веласкес да Винчи и Петер Кристус с самым ранним из сохранившихся портретом англичанина маслом - длинная хорошая статья в Apollo

И это при том, что граф Галифакс уже три года ищет покупателей (плохо ищет?) на своего Тициана
Портрет молодого человека (хочет также 50 миллионов)


P. S.
У Англии всегда впрочем есть последний бастион. она может запретить вывозить картину и еще поторговаться.
Так было в 2007 г. с двумя из девяти картин, которые приобрел герцог Лихтенштейна, вознамерившийся сделать свой венский музей одним из лучших в Европе.
Итак, во-вторых, Портрет Дона Диего работы Коэльо задержали временно, чтобы может быть все-таки ее кто-нибудь купил в Англии....вот такая формулировка.


Задержали на два месяца, а потом еще на четыре. Всего 2 млн. без НДС.
На сайте английского Министерства культуры есть прекрасный документ, в котором приведены аргументы сторон: сотрудника музея ФицУильяма и нового владельца картины - герцог Лихтенштейна.
Вы думаете наступил ноябрь 2007 г. и картину выпустили? Сейчас!! Она до сих пор в Британии судя по отчету декабря 2008 г., в котором данные на апрель 2008 г.

И во-первых, все с теми же сроками но годом раньше произошло с Портретом художника работы ван Мушера, который хотели выкупить для Британии за 6,6 миллионов фунтов. Так и не нашла я никаких известий о том, что картину выпустили.


P.P.S.Лично я голосую за пластику Лотто и Бриджвотерской мадонны
Tags: art, art collections, england
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment