Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Клара Петерс. Отражения-2. Посмертные портреты

Вдогонку к рассказу clement'a о женщинах-художницах.
А также как пример ещё одного художника, оставлявшего свой автопортрет на натюрморте. [Абрахам ван Бейрен]

Клара Петерс - одна из первых, кто рисовал завтраки и накрытые столы.
О жизни её практически ничего неизвестно. Существуют упоминания с датами о женщине с такими именем_фамилией, но одна из них была падшей женщиной, а другая вышла замуж, когда художница уже давно должна была миновать брачный возраст.
Есть также запись о баптизации, но тогда первые работы Клара должна была создать в 12 лет. Многие исследователи считают, что это чересчур.

Её картины написаны между 1607 и 1621 годами. То, что датируется 30-ми годами, скорее всего принадлежит кисти последователей.

Записей в гильдии художников Антверпена о ней нет: женщин туда начали принимать лишь в 1612 г. (?), а по некоторым годам к тому же пропали архивы.

Из-за того, что иницалы Петера Класа и Клары Петерс совпадают, некоторые её работы приписывались ему.

Начну с её большого, настоящего автопортрета.

Clara Peeters Vanitas ca 1610

Далее воспоследует список городов [где можно посмотреть] с репродукциями, но сперва рассказ о символике одного из натюрмортов, находящемся в частном собрании.

Clara Peeters Still Life with a Venetian Glass, a Römer and a Burning Candle

Владельцы утверждают, что это самая ранняя работа госпожи Петерс. Если так, то это было неизвестно автору монографии на русском Ю.А.Тарасову "Голландский натюрморт XVII века", изданной в СПб в 2004 г. Он утверждает, что самая ранняя работа хранится в частном собрании Париже и датируется 1608 г. "Закуска с омаром, креветками устрицами и рёмером".

Возвращаясь к символике: Рассматриваемый натюрморт считается свадебным.

Розмарин - символ не только вечности [его листья долго сохраняют запах], но и замужней женщины, её верности в браке [сама веточка растения].

Перстень с земляникой - свадебное украшение. Связано с тем, что благодаря своим многочисленным семенам земляника - символ плодовитости.

Clara Peeters Still Life with a Venetian Glass, a Römer and a Burning Candle. Detail

Беркемайер (отчего-то в названии рёмер) и венецианский бокал, наполненные белым и красным вином, вместе символизируют женщину и мужчину, невесту и жениха. [Странный выбор бокалов]

Муха - хотя и живописна, но совсем другая муха нежели у Джованни Санти.

Свеча же может освещать торжественный обряд (стандартный, хотя и не бесспорный пример - Арнольфини Ван Эйка)

На блюде лежат свадебные сладости. Причем одно печенье имеет форму буквы P - якобы один из инициалов художницы. Так считают владельцы.

Однако, с моей точки зрения [хотя им непременно виднее], следующий натюрморт скорее говорит не в пользу этой версии. Здесь печенье также выложено инициалами. Уже другими. Возможно инициалы принадлежат заказчикам в обоих случаях.

Натюрморт. Прадо.
Clara Peetres Still-life/Bodegón con pasas ca 1611 Prado



Натюрморт с пирогом. Мадрид.

Clara Peetres Still-life with Pie/Bodegón con empanada ca 1611 Prado

Натюрморт с рыбой. Мадрид.

Clara Peetres Still-life with Fish/Bodegón con peces ca 1611 Prado

Натюрморт с рыбой и кошкой. Вашингтон.

Clara Peetres Still Life of Fish and Cat National Museum of Women in the Arts, Washington

Кошечка здесь символ ненадежности. Как покушающаяся на Рыбу. Физиономически недвусмысленная кошечка.

Натюрморт с цветами и бокалами. Карлсруэ. Семь отражений.

Clara Peeters Stillleben mit Blumen und Pokalen Karlsruhe, 1612, Staatl.Kunsthalle
Здесь цепь и монеты... А кубки украшают две фигурки Св. Георгия. Правый кубок можно увидеть на другом натюрморте, в Дрездене. Ранее он приписывался Класу.

Семь отражений можно увидеть в верхней части именно этого кубка. Не знаю, столько ли их в Дрездене....

Clara Peeters Stillleben mit Blumen und Pokalen Karlsruhe, 1612, Staatl.Kunsthalle. Detail

Натюрморт с фруктами, омаром и сыром. Будапешт.

Clara Peeters Stillleben mit Früchten, Hummer und Käse, Budapest, Museum d.bild.Künste

Натюрморт. Мюнхен. Самый изящный (на мой взгляд), но и самый многословный.

Clara Peeters Stillleben, München, Alte Pinakothek

Натюрморт с крабом, креветками и омаром. Хьюстон

Clara Peeters Still life with Crab, Shrimps and Lobster, Museum of Fine Arts, Houston

Натюрморт. Оксфорд.

Clara Peeters Still life, Oxford. Ashmolean Museum

Закуска. Полтава. Картины была украдена из музея в 1997 г. и остается надеяться, что именно оригинал вернулся туда в 2002 г.

Клара Петерс Закуска 1612 Полтава

Другие музеи: Лувр, Лос-Анджелес,



Сельдь с каперсами и нарезанными апельсинами на оловянных блюдах. Частное собрание?

A Herring with Capers and a Sliced Orange on Pewter Plates

Ваза с фруктами, виноградом, вишнями и миндалем. Галерея Ричарда Грина.

Clara Peeters Fruit on a Tazza with grapes, cherries & almonds on a stone ledge

По утверждению галериста картина не вошла в единственную монографию о художнице.

Сыры с миндалем и кренделями. Та же галерея.

Clara Peeters Cheeses with Almonds and Pritzels, c. 1612-1615 Richard Green, Londen

Ваза с цветами [и мышью]. Частное собрание.

Clara Peeters Flowers in a Glass Vase, c. 1615 Pasadena. R. Stanton Avery Collection

Мышь [из частного собрания]

Clara Peeters Flowers in a Glass Vase, c. 1615 Pasadena. R. Stanton Avery Collection. Detail


Натюрморт с пирожными. Неизвестно_где (буду признательна за подсказку)

Clara Peeters Still life with Tarts ca 1611

В наличии и розмарин и земляника, с которых всё начиналось.

И еще у одного произведения местонахождения неиизвестно
Clara Peters Stilleben mit toten Voegeln

P.S. Некоторая сумбурность объясняется полным исчезновением первой его версии на моменте "поставить последнюю точку". Восстанавливаться не хотелось...
Но мне Петерс гораздо более симпатична, чем Бейерен, тем более, что гораздо более символична.

P.P.S. Натюрморт с рыбой, похищен из российского частного собрания в начале 90-х гг.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments