Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Невероятные приключения-1

Итальянцев и фламандцев в России

России не свойственна любовь к старым фламандским доскам. Думаю, что причина проста - их просто очень мало в России. Итальянцы Возрождения, французы XIX в. и голландцы века XVII встречаются и вызывают ажиотаж гораздо больше.
Неудивительно, что при рассказе по ТВ об ограблении крупного московского коллекционера г-на Магидса упирали в основном на голландцев, да ещё на "Кранаха-старшего", "пролистывая" чудную доску Фландеса, мельком показав Мадонну неизвестного фламандца и несколько раз весьма растиражированное (художник, конечно, очень расстроиться) изображение Карла V.

Г-на Магидса ограбили в июле 1990 г., он не посмотрел по сторонам, когда выходил из квартиры и поворачивался ко всему спиной, закрывая дверь. Ему повезло, что его не убили. Преступники понимали, что крадут что-то дорогое, но не догадывались насколько. Впрочем все это некоторая кривизна. У него украли не Пикассо! Все вместе тянуло где-то миллионов на десять (это согласно фильму) - по меркам современного искусства - сущий пустяк.
Для коллекционера вряд ли дело жизни по собиранию западноевропейской (в частности) живописи было пустяком. Хотя бы в силу редкости на наших просторах ...см.выше.

В "русском" каталоге 22 ноября 1991 г. лондонского Сотбиса, как это частенько бывает, бывший владелец обнаружил два предмета из своей коллекции: Миниатюрный портрет князя Николая Борисовича Юсупова и миниатюрный хрустальный бюст Великого Князя Михаила Павловича. Были возвращены ему не только они, но ещё три, хранившиеся до поры до времени.
Обычно в таких случаях я рассказываю про ALR - Art Loss Register - весьма коммерческое предприятие, которое собирает информацию по украденным предметам искусства и "проверяет" все каталоги на предмет "не продают ли краденное". Но отчего-то в этот, как и в другие разы, не ALR обнаружил на Сотбис краденное, а хозяин, судя по фильму всего за 3 дня до начала торгов.
Обычно в таких же случаях кто-то обязательно интересуется: неужели же Сотбис не проверяет принимаемое на комиссию на предмет... и.т.д. Нет, обычно отвечаю я, не обязательно.
История, конечно, очень темная. Т.к. в фильме было не очень заметно, но очень аккуратно рассказано о том, что г-н Магидс, очень известный человек не только в кругах коллекционеров, сам отправился в 1990 г. в Лондон специально для того [уже мои выводы из увиденного], чтобы обратить внимание определенных лондонских дилеров на те вещи, которые несомненно должы будут выплыть на обычном рынке.

Дело в том, что украдены были не только голландцы и Кранах, которого продавать сейчас и открыто никто не будет, но и множество мелких вещей, икон, которые с легкостью затеряются на абсолютно безбрежных просторах art market.

Итак множество других его вещей было обнаружено у сдатчика. Много. Мелких. Никаких "Кранахов" и фламандцев. Но вот некоторые голландцы, вокруг которых было столько прыжков тоже вернулись к Магидсу. А ещё пара голландских досок все это время пролежала в одном из московских отделений милиции, где доблестные ребята резали на них что-то там....эти работы были обнаружены совершенно случайно, по другому делу, и конечно никому образования не хватило, а также инструкции служебной, отнести вещдоки в музей на экспертизу.

О ценности картин в глазах хозяина говорит статья в журнале "Наше наследие" №2 от 1991 г. Хотя официально г-н Магидс не иел отношения к этому журналу, но неофициально все было по другому.
Итак там появилась статья об истории коллекции и её исчезновении.
На первом месте тот самый тиражированный Карл, работы неизвестного художника:

Н/х Портрет Карла V Украдена из частной коллекции

В 1960-х гг коллекцинер приобрел эту доску за 1500 рублей!!! К ней прилагалсь справка, в которой было написано, что это портерт неизвестного мужчины. Магидс, в отличие от музейных работников, мужчину признал сразу...Тут минута молчания и шепот из зала с просьбой огласить имя хотя бы музея, пусть не его сотрудника. Оглашаю. ГМИИ им. Пушкина.

Судя по смутной информации из фильма, лишь эта картина из всех описанных ниже была возвращена "домой", а на самом деле в хранилище того самого музея, в 2000 г.

Затем Виллартс "На морском берегу", который, судя по фильму, и служил сырной доской, а следовательно вохвращен.

Следующий - итальянец Бришианино "Отдых на пути в Египет". Даже если он будет найден, то велика вероятность, что он никогда не вернется в Россию. В 1991 г. нравы были проще и потому история картины была рассказана, хотя она теперь исключительно неполиткорректна: около комиссионного магазина к Магидсу подошел старичок и предложил купить картину, которая очень большая и доска и треснула ещё в войну, когда служила военным в замке в Инстербурге (теперь Черняховск в Калиниградской обл.) столом.
Кроме "Отдыха" в России есть только одна работа Бришианино, в Воронежском государственном музее. Похоже она так и останется единственной. Судя по иллюстрации работа на голову выше того, что находится в Национальной галерее в Лондоне и относится к совсем уж поздним работам художника, если вообще она действительно его.

Затем на целой странице разместилась прекрасная анонимная фламандская Мадонна:
Н/х Мадонна Украдена из частной коллекции

а на её обороте работа Хуана Фландеса:
Хуан Фландес Мадонна Украдена из частной коллекции

По-моему, это шедевр. Я рассматриваю её который раз как завороженная. С неё началась история коллекции ещё отца Магидса. Фландес был куплен как неизвестный художник у испанского генерала, эмигрировавшего в Россию после окончания гражданской войны. Уже Магидс младший атрибутировал картину, но называет её он по-прежнему: Мадонна. И я за ним. А вот clement обратил внимание, что возможно никакая это не Богоматерь, а скорее святая, например, Екатерина. И вслед за этим в его Дневнике появилась работа Мастера Мадонны Андре, на которой изображена с распятием в руке Св.Екатерина Болонская(?). Можно сравнить.

Затем тот самый "Кранах-старший", который в телеверсии событий, похоже для краткости, был просто обозван Кранахом. В журнале гиперболе место не нашлось и "Три грации" аттрибутированы кисти н/х круга Кранаха-старшего.

И затем на полный разворот прекрасный Стен "Веселое общество", пятая из уже описанных работ вполне музейно-представительского уровня. Здесь, кстати, в статье первый последний раз указано имя специалиста, занимавшегося аттрибуцией.

И последнее, что мне хочется отметить из этой коллекции, также ненайденную работы моей любимой Клары Петерс "Натюрморт с кошкой" ничуть не хуже, чем в Вашингтоне!
Клара Пеетерс Натюрморт с рыбой Украдена из частной коллекции

В завершении остается лишь сказать, что похищение по-видимому сильно укоротило жизнь г-на Магидса. Он умер в 1995 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments