Nekotorye Tak (koukhto) wrote,
Nekotorye Tak
koukhto

Учебники истории. Россия в...

Начало было тут.

Это просто отрывки. Для себя. Они не плохие и не хорошие. Они отрывки. Они мне показались любопытными.
Анализируются разные учебники. Не один, но и не все!

Россия в Венгрии

Для авторов данного доклада несколько удивительно то, что в шеститомной, альтернативной серии учебников, которая, впрочем, написана отлично и получила хорошие отклики, ранний период русской истории представляется как часть скандинавской истории (второй том, урок о «Викингах» под заглавием «Шведы»). Под заглавным словом «Славяне» авторы двумя строками отделяют восточных славян от других групп славянских народов.

У читателей создаётся впечатление, будто древнерусское государство оформилось в рамках норманского-шведского государства. ... история древнерусского государства представляется как часть шведской истории .... Киевская Русь является самым значительным из творений шведов...

...Здесь автор счёл необходимым сослаться на большие людские потери русских войск. По его мнению, настоящее падение Наполеона произошло в «битве народов» под Лейпцигом. Приложенные картинки, иллюстрации выразительные, наглядные. Цитата из воспоминаний Дениса Давыдова внушает мысль о недееспособности русских, а при освещении истории Священного союза умалчивается об инициативе России в его создании...

Вмешательство России в венгерские события затрудняет, вплоть до сегодняшнего дня, венгеро-русские отношения, является одной из причин неблагоприятной оценки России со стороны венгров. В то же время автор учебника подчёркивает, что позиция Николая I не отражала мнения всего российского общества, цитируются слова Н. Г. Чернышевского: Я друг венгров. Желаю поражения русских, и я готов пожертвовать многим для этой цели.

Поражение русских в Крымской войне рассматривается с некоторым моральным удовлетворением и оценивается как реванш со стороны великих держав за 1948 г. [опечатка, имеется ввиду 1848 г.]

...все венгерские учебники рассматривают этот период советской истории, как попытку модернизации, за которую пришлось заплатить очень дорого...

Все авторы учебников согласны с тем, что Советский Союз не был готов к отражению гитлеровской агрессии и эта неподготовленность была главной причиной успехов Вермахта в начальном периоде войны. Этому противоречат приведенные цифры о соотношении сил: 25 000 советских танков против 3 350 немецких, 6 000 самолетов против 3 000 (хотя отмечается, что бо,ґльшая часть советской военной техники была устаревшей). В венгерских изданиях полностью отсутствует вопрос о подготовке Сталина к (наступательной) войне, ибо он известен только узкому кругу историков.

...велика заслуга Хрущёва («улыбающегося и шутливого диктатора» — Конрад Шаламон)

... В альтернативном учебнике упоминаются имена Г. Жукова, как одного из главных сторонников применения силы, И. Конева, кто возглавлял операцию «Вихрь» в Венгрии.

Россия в Польше

В 1918 г. «коммунисты начали заключать тысячи людей в концентрационные лагеря и лагеря принудительного труда»

В разных учебниках указывается, что война закончилась в 1920 г. или даже в 1922 г. Это было связано с тем, что для некоторых авторов «восстание в Кронштаде» представляется «третьей революцией (после февральской и октябрьской)».

Как одно из ключевых событий в истории Польши и мира современные учебники представляют «Битву, которая спасла Европу». Речь идёт о польско-советской войне 1920 г.
Большевики намеревались совершить «нападение на другие европейские страны, чтобы также в них ввести коммунизм. Первым государством, которое находилось на пути большевистской армии, была Польша». Поэтому она «попала в смертельную опасность»...

Армия Краева (АК), связанная с польским правительством в Лондоне, подготовила акцию «Буря», согласно которой отряды АК «должны были занять территорию, оставленную уходящими немцами, и ещё не занятую атакующими россиянами. В освобожденных местностях должны были легализоваться и взять гражданскую власть учреждениями подпольного государства, которые в качестве законных государственных властей встречали бы входящих россиян». Акция «Буря» была реализована главным образом в районе Вильнюса, а также «во львовском и тернопольском воеводствах». Однако акция закончилась поражением.

В июне 1953 г. в Берлине начались «забастовки рабочих, недовольных с направлением политических реформ и понижением жизненного уровня». Советский Союз «вывел танки на улицы города» и «Красная Армия утопила восстание в крови».

Россия в Югославии - не познавательно

Россия на Украине [судя по дате тезисы написаны до вакханалиии вокруг Украины в российских СМИ, однако- тон доклада настолько резок, что неприятно читать, и только в районе Сикорского смешно. Историки из Крыма]

... учащиеся 5 класса узнают о том, что понятие «этнос» неразрывно связано с соответствующей территорией.

...авторы не включили территорию Крымского ханства в границах XVII в. в состав этнической территории Украины, и это вызывает иллюзию некой взвешенности суждения. Однако, видимо, в связи с всё той же политкорректностью (теперь уже чтобы не обидеть поляков), в этническую территорию Украины оказались почему-то не включёнными исконно украинские Холмщина, Лемковщина и Подляшье на территории современной Польши, Приднестровье (видимо, чтобы не обидеть молдаван).

Автор не сомневается, что Киевская Русь — это исключительно украинское достояние. В эпоху средневековья Россия вообще исчезает, возникая лишь в лице коварного боярина Бутурлина на вынужденном и сомнительном мероприятии в Переяславе в 1654 г., где никакой Рады не было, а истекающая кровью Украина в лице казацкой старшины и гетмана Б. Хмельницкого была вынуждена присягнуть московскому царю, от него присяги так и не дождавшись.

К 168 й странице учебника для 5 го класса образ России окончательно формируется как образ врага, приобретая ещё одну классическую характеристику такого образа — обезличенность. Русской, даже параллельной украинской, истории с именами и событиями не существует. Есть лишь московиты, московский царь, «его царское величество», не иначе как в кавычках. [Но это же правда, если воспринимать историю, замерев где-то в районе феодальной раздробленности, то Киев, в отличие от Твери, не может спустить проигрыша]

...как самая большая трагедия Бабьего Яра представлена в учебнике гибель Елены Телиги, члена ОУН (организации украинских националистов). Из 7 страниц учебника, посвящённых Второй мировой войне — 3 посвящены этому событию, 2 — деятельности УПА (украинской повстанческой армии) и 2 страницы всем остальным событиям войны.

[Следующий учебник] ...Взятие князем Андреем Боголюбским Киева в 1169 г. авторы также, в отличие от других, не трактуют как первую русско-украинскую войну, характеризуя это событие как один из кровавых эпизодов гражданской войны за киевский престол.

Последняя тема учебника озаглавлена: «Под властью иноземных государств». Речь здесь идёт, в первую очередь, об экспансии Великого Княжества Литовского на украинские земли,... в подразделе «Украинские земли под властью Венгрии, Турции, Московии» имеет место небольшой параграф «Захват Московским государством Чернигово-Северщины».

..параграф учебного пособия озаглавлен «Московско-Украинская война 1658 — 1659 гг.» Собственно, вся война сводится к битве под Конотопом, где 100 тысяч российских вояк во главе с князем Трубецким
(5. С. 160) потерпели сокрушительное поражение от 60 тысячного казацкого войска во главе с гетманом И. Выговским в союзе с 40 тысячной ордой крымских татар. Далее, под рубрикой «Обратите внимание!» В.С.Власов пишет: Конотопская битва является ярким примером справедливых войн — войн, направленных на освобождение своего народа от чужеземного господства, войн за оборону собственного независимого государства. Битва эта была и остается одним из славных символов национально-освободительной борьбы украинского народа, она засвидетельствовала чрезвычайный героизм и высокий уровень военного искусства вооруженных сил Украины.

...параграф «Украина в XV — XVI вв.» (10. С. 30 — 86) состоит из следующих подпараграфов:Русь при Иване Грозном: реформы и внешняя политика на Юго-Востоке; -Русь при Иване Грозном: опричнина и Ливонская война на Западе; - Русь: «столетие выбора»; - Становление духовного мировоззрения украинской нации; - Европейская степная держава.

Построен был Санкт-Петербург в тяжелейших условиях руками сотен тысяч подневольных людей, согнанных сюда со всего государства, в том числе из Украины.

В одном из учебников гравюра XVI в. с изображением Ивана IV подписана не просто именем царя, а и важным, с точки зрения автора свидетельством: «В пятнадцать лет приказал затравить собаками боярина князя Шуйского»

...в учебнике Всемирной истории для 9 класса в разделе, посвященном России первой половины XIX в. отсутствует рассказ об Отечественной войне 1812 года. Параграф о поражении Наполеоновской армии в России помещён в раздел истории Франции

Россия в Латвии

Некоторые авторы подчёркивают русофильские настроения и верность империи со стороны большей части латышского общества в начале войны [Первой мировой], получая, однако, взамен, как указывает Я. Таурэнс, недоверие правящих кругов России и новую волну русификации.

Латышские стрелки — всегда подтянутые, организованные, образованные, с высоким сознанием солдатского долга, твёрдо знающие за что они борются, тесно связанные со своим народом. Русские солдаты — опустившиеся, неорганизованные, малограмотные, не видящие смысла своей борьбы.

Большевики России в 1917 г. предстают в учебниках как хорошо организованная, инспирированная Германией политическая сила, лидеры которой — умелые тактики и ловкие демагоги.

Сам акт захвата власти большевиками в октябре 1917 г. почти всеми авторами называется «государственным переворотом».

Говоря о «белой» России, учебники акцентируют внимание на том, что эта Россия была против независимой Латвии и отстаивала Россию как «единую и неделимую», что белое движение было раздроблено и получило поддержку США, Англии и Франции. Как конкретная, реальная сила, враждебная независимой Латвии, «белая» Россия показана в образе Русско-Западной армии во главе с П. Бермонтом-Аваловым.

Большинство авторов оправдывают борьбу красных стрелков на стороне советской власти, поскольку борясь против белых, они боролись против восстановления единой и неделимой России, за независимую Латвию. Исключение составляет учебник по всемирной истории, где борьба красных латышских стрелков названа бессмысленной.

Самое распространённое обозначение первого года советской оккупации (июнь 1940 г. — июнь 1941 года) — «страшный год».

...гипертрофированное развитие индустрии, которая работает на весь Советский Союз...присутствие Вооруженных Сил СССР, которые являются главным оплотом антидемократизма, шовинизма и опустошителем окружающей среды

Россия в Литве

Первый учебник по истории Литвы появился ещё в середине ХVII в. Это была история Литвы, написанная на латинском языке для студентов Вильнюсского университета литовским иезуитом Альбертом Виюк-Кояловичем.

...русские изображены как самый тёмный элемент в Литве, как морально неустойчивый (пьянство, драки, воровство).

...уместно сказать, что советской исторической школе так и не удалось создать цельной интегрированной истории Советского Союза «с древнейших времён до наших дней». В действительности, получались учебники по истории России в коммунистической интерпретации с какими-то отрывочными сведениями об истории на территории союзных национальных республик.

Скажем, иллюстрируя голод в России 1921 — 1922 гг., в учебнике 1998 г. был помещён фотоснимок, изображающий трёх женщин, продающих за прилавком человечье мясо. Хотя снимок не очень уж хорошего качества, но всё-таки видна на прилавке голова человека, отрубленные руки, другие куски мяса. Рядом с фотоснимком помещён краткий текст о голоде, упоминается, что распространялся каннибализм. Читатель должен был, посмотрев на снимок, обо всём ужасе догадаться сам. Когда, где и кем сделан фотоснимок, в учебнике не указано.

В начале 90-х гг. литовские учебники начали писать не только о польской [см. раздел Россия в Польше], но и о советской оккупации. [далее несколько предложений о том, что в последнее время акценты смягчены и слово оккупации по отношению к Польше убрано - речь идет об аннексии Вильнюса и Юго-Восточной Литвы в 1920-193 гг.]

Россия в Эстонии

Ливонская война...Если говорить в общем, то можно предполагать лёгкую симпатию всех авторов к Швеции

Северная война ...предстаёт во всех эстонских учебниках описательно, однако, кто из них наши, ощущается чётко: это шведы.

...большинство верующих в Эстонии по сей день причисляют себя к лютеранской церкви. По этой причине отношение к начавшемуся в 1840-е гг. переходу части народа в православие было в эстонской исторической литературе всегда проблематичным.

Перид русификации ... с точки зрения проведения буржуазно-демократических реформ, направленных на модернизацию страны, а также ослабления позиций прибалтийских немцев — [получил] положительную [оценку.

Характерным является то, что и в эстонских учебниках февральскую революцию называют революцией, а октябрьские события — переворотом или государственным переворотом.

В отношении попытки государственного переворота 1 декабря 1924 г. в учебниках указывается, что её инициаторы находились за восточной границей, а также то, что эта попытка была связана с планами Коминтерна, с кризисом 1923 г. в Германии и т. д.

Все последующие события, т. е. давление Москвы, договор о базах, оккупация страны, ультиматум, инсценированный государственный переворот в июне 1940 г., «выборы без выбора» и «вступление» Эстонии в Советский Союз трактуются как прямая советская агрессия, а потому все эти шаги СССР считаются противоправными. Осуждается также политика уступок эстонских государственных руководителей. Одновременно с этим не отрицается недовольство части эстонского народа государственным строем и сложившейся ситуацией.

Общая оценка советского периода...миграция, загрязнение окружающей среды...

Россия в Азербайджане [их не интересует история, их интересуют ...?]

Утверждается, что племена, совершившие грабительский поход на Ширван, имели, скорее всего, не славянское, а болгаро-тюркское происхождение. Походы же правителей Киевской Руси на побережье Каспийского моря в Х в., как пишут авторы, не подтверждаются информацией исторических источников [другие учебники придерживаются противоположной точки зрения]

В разделах, посвящённых историческим событиям до XV в., Киевская Русь упоминается как >страна-грабитель, военные дружины и отряды которой, временами организовывали опустошительные набеги на прикаспийское побережье и грабили мирное население.

Внешняя политика России второй половины XVII в. подвергается резкой критики. «Воссоединение» Украины с Россией, происшедший в разрез интересам украинского народа, рассматривается как «завоевание западных и других областей
Украины»

Азербайджан рассматривался царскими властями России как источник сырьевой базы, способный удовлетворить возросшие потребности развивавшейся Российской промышленности", — таково общее заключение азербайджанских историков по вопросам внешней политики России в начале XVIII в. [ой а это кто?]

Очень скоро грузины почувствовали плоды “помощи” русских. В 1770 году русские начали бесчинствовать в Грузии, грабить население.

...тезис о поддержке армянами завоевательной политики России на Кавказе и укреплении армяно-русского союза. Подобная позиция армян имела целью создать собственное государство «за счёт исконно азербайджанских земель и шести областей Турции»

...процесс заканчивается подписанием сначала Гюлистанского, а затем и Туркменчайского договоров. В азербайджанской исторической науке эти два договора рассматриваются как самые позорные документы, подписанные за всю историю азербайджанского народа. Они рассматриваются как акты, ликвидировавшие государственную независимость азербайджанского народа и расчленившие его на две части. С этого момента в исторической литературе появляются термины «Северный Азербайджан» и «Южный Азербайджан».

... героическую борьбу гянджинцев во главе с Джавад ханом, убийство русского генерала Цицианова племянником Бакинского хана у Бакинских ворот.

Авторы книг подробно описывают историю переселения армян на территорию Северного Азербайджана и отмечают роль Петра I в этом процессе. Особое внимание акцентируется на содержание 15-й статьи Туркменчайского договора, согласно которой армяне должны были быть переселены в области Нахчыван, Карабах и Иреван.

По указанию наместника Кавказского, являвшегося покровителем армян, русским войскам и казакам было дано распоряжение открыть огонь по татарам (азербайджанцам). По мнению историков, наместник Кавказа Воронцов-Дашков, претворявший в жизнь волю российского царя, явно имел «проармянскую» ориентацию и считал их надёжной опорой царизма на Кавказе [речь идет о событиях 1905-1906 гг.]

Россия в Армении

В учебниках истории армянского народа первые упоминания о России появляются в связи с освободительной борьбой армянского народа во второй половине XVII в.

Россия, которая пытается укрепиться не только на берегах Балтийского и Чёрного, но и Каспийского моря, является естественным союзником и для западных (или турецких) армян, и для полунезависимых армянских княжеств восточной (персидской) Армении.

Грузия, Казахстан и Узбекистан воспоследуют
Отношения европейских государств к армянскому народу, как правило, объясняются объективными прочинами в контексте геополитических интересов этих государств. Но как только речь заходит о России, чаще всего всё объясняется субъективными причинами — в 1725 г. всё было бы хорошо, но умер Пётр I, в 1796 г. освобождению армянского народа помешала смерть Екатерины Великой.

...став колонией России, Армения не получила даже формальную автономию, армянская область, сформированная в 1828 г., была расформирована уже в 1840 г.

...только социал-демократическая партия, созданная в Женеве в 1887 г., ставила задачу освободить армянский народ от турецкого, персидского и царского гнёта. А партия «Дашнакцутюн», созданная в Тифлисе, ставила задачу поднять вооружённое восстание армян только в Западной Армении и с помощью европейских держав достичь независимости Западной Армении.

Грузия, Казахстан и Узбекистан воспоследуют
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments