В основном это касается главы "Время и человек, соперники в разрушении".
Т.е. здесь говорится о тех случаях, когда человек времени шансов не дает и своего не упускает.
1. Художник-творец
- Покровитель Сутина, запирающий мастерскую на ночь о художника, дабы не испортил ничего.
- Ренуар, режущий свои холсты
- Моне, убивший 200 полотен, чтобы только не были взяты в обмен на долг
- Мане, уничтожавший свои ранние работы
- Самый старший Брейгель, сжегший свои "безнравственые наброски"
2. Семья.
- Вдова Мане, вырезавшая по просьбе торговцев части холста "Казнь Максимилиана" (одного из вариантов)
[Национальная галерея в Лондоне]
Нью-Йорк Таймс утверждает, что это был сын художника
Уолден пишет, что Дега кричал: "Опять семья! Берегитесь семьи!", а НГ, что именно Дега выкупил куски и наклеил их на холст.
Все варианты с сайта MoMA, где в позапрошлом году проходила выставка, посвященнная "Казни...", рецензия на которую и есть собственно статья в НЙТ.
- Брат Дега, сжег этюда эротической серии "Сцены в закрытых домах", чтобы "сберечь репутацию" художника.
- Жена Рубенса, уничтожившая некоторые свои портреты, после смерти художника
Ну и главный раздел "Торговцы и художественный рынок". Под последним можно понять действия всех неопознанных лиц
- В "Избиении младенцев" П. Брейгеля-старшего, что в Хэмптон-корте (по версии г-жи Кэмпбелл - это оригинал), голые младенцы позже были превращены в кульки неизвестной рукой.
Деталь (картина целиком):
Да, действительно, два кулька.
Но дальше при рассмотрении репродукции под большим разрешением сканера, оказалось, что воины побольшей частью не интересуются младенцами, они грабят население. И по-видимому, этот грабеж и есть перерисовки. Младенцы превращались не только в кульки...
Кстати цитата одного исследователя (по Р. Х. Марийниссен Брейгель)
"Не только переписанные в XVII веке участки вводят в заблуждение молодежь и меняют смысл произведения, но - и это намного серьезнее - во многих местах первоначальная живопись совершенно исчезла, а лакуны неудачно заполнены какими-то прежними реставраторами".
Вот еще одна деталь. Женщина "убивается" над продуктами!
И еще одна. Жертвами вообще являются не младенцы, а животные
Вот то же самое место в варианте, который находится в Вене в KHM (картина целиком):
Там же женщина уже не над продуктами:
При сравнении вариантов находишь в венском вместо гусей и телят младенцев. На переднем плане только собачка - собачка.
Я так понимаю, что перерисовки - ответ на поход герцога Альбы в Нидерланды? Варианты датируются временем незадолго до похода.
Кстати, мужчина, глядящий на зрителя - явно автопортрет художника?
Остановлюсь здесь пока вопросом:
А что это за Мария Магдалена из Национальной галереи Тициана, которая лишилась турнюра в XIX в.?